Наши контакты

телефон: (495) 229-67-08

Напишите нам

Ваше имя:*

Ваш телефон:

Ваш e-mail:*

Ваше сообщение:*

 

 

 

 

 

Что такое закон?

Теперь давайте выясним, что такое закон и какое он имеет отношение к праву?

Определение. До этого, как это принято в обыденной речи, я называл законами все нормативные акты, которыми регулируется наша жизнь. Но в строгом юридическом смысле это было не верно. Законом называется нормативно-правовой акт (т.е. обязательное для неопределенного круга лиц письменное решение), принимаемый по специальным правилам законодательным (представительным) органом власти Российской Федерации или субъекта федерации, регулирующий наиболее важные вопросы нашей жизни и обладающий после Конституции РФ высшей юридической силой.

 

А теперь попробуем в этом разобраться.

Законодательные органы власти - это органы, специально созданные, чтобы принимать законы, а поскольку все они избирается народом и, следовательно, представляют его интересы, они также называются представительными органами. К ним относятся Федеральное собрание РФ, которое состоит из Государственной думы РФ (нижняя палата) и Совета Федерации РФ (верхняя палата), Московская городская Дума, Законодательное собрание Краснодарского края и т.д.

Юридическая сила нормативного акта - это его способность действовать в случае противоречия другому акту. Законы обладают высшей юридической силой и действуют всегда (кроме случаев, когда они противоречат Конституции или законам более высокого уровня, например, законы субъекта федерации противоречат федеральному закону). Нормативные акты, противоречащие законам, не применяются. Правда, законы тоже бывают разных видов, и каждый из них имеет свою юридическую силу.

Пример. А вот что бывает, когда нормативные акты, имеющие разную юридическую силу, противоречат друг другу.

Гражданин Минин В.Ю. обратился в Верховный суд РФ с требованием о признании незаконным пункта 41 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 831[1].

Давайте прочитаем этот пункт:

Правила сдачи квалификационных экзаменов

и выдачи водительских удостоверений

Пункт 41

Выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного), а также временного документа, предусмотренного в пункте 40 настоящих Правил, производится после сдачи заявителем экзаменов.

Верховный суд признал его незаконным, т.к. статьей 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ установлено, что право на управление транспортными средствами прекращается в случаях:

1) Истечения срока действия водительского удостоверения.

2) Ухудшения здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

3) Лишения права на управление транспортными средствами.

Далее в решении Верховного суда говорится, что перечень оснований для лишения права на управление является исчерпывающим, т.е. к нему уже нельзя ничего добавить потому, что в законе не сказано, что у Правительства РФ есть такое право.

Верховный суд посчитал, что требование о новой сдаче экзаменов в случае, если у водителя похитили документы, ограничивает права граждан, а в соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не постановлением Правительства.

Поскольку пункт 41 Правил противоречил ст. 55 Конституции РФ и ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, которые имеют большую юридическую силу, суд признал этот пункт незаконным.

 

Из этого следует, что не нужно отчаиваться, если вам встретился нормативный акт, который говорит не в вашу пользу. Попробуйте поискать документ более высокого уровня или, иначе говоря, большей юридической силы, и если он вас устроит, доказывайте, что применяться должен именно он.

Вообще юридическая сила нормативного акта напрямую зависит от того, кто его издал. По общему правилу, чем “выше” издавший его орган, тем больше его юридическая сила. Например, Указ Президента РФ имеет большую силу, чем Постановление Правительства РФ, а постановление Губернатора области имеет приоритет над постановлением начальника областного комитета социальной защиты населения и т.д.

Нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты - это все нормативные акты, которые не являются законами и поэтому имеют меньшую юридическую силу. Подзаконными актами являются Указы Президента, Постановления Правительства, Приказы министров, распоряжения глав администраций городов и районов и т.д.

Законы, свою очередь, тоже бывают разные. Они делятся на федеральные, т.е. законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ, действие которых распространяется на всю территорию России, и законы субъектов федерации, которые принимаются их Законодательными собраниями, Государственными Советами, Думами - везде они называются по-разному, и действуют только на их территории.

Определение. На всякий случай поясню, что субъект Российской Федерации - это часть нашей страны, которая имеет свою территорию и свои органы власти, самостоятельно принимающие решения по широкому кругу вопросов. Субъектами РФ являются республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Всего субъектов федерации - 89, а их полный перечень можно найти в ст. 65 Конституции РФ. Муниципальные образования (т.е. города, районы, сельсоветы, аулы) входят в состав субъектов федерации.

 

Федеральные законы тоже делятся на Федеральные конституционные законы (т.е. федеральные законы, имеющие большую юридическую силу, чем обычные законы, и принимающиеся по самым важным вопросам, указанным в Конституции РФ), и просто федеральные законы.

Федеральными конституционными законами являются, например, ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека”, ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” и т. д.

Одним из видов обычных (т.е. не конституционных) законов являются кодексы.

Определение. Кодекс - это закон, регулирующий большую и важную область нашей жизни и заменяющий собою множество других нормативных актов, которые регулировали те же вопросы до его принятия.

 

Основными федеральными кодексами, которые нужно иметь под рукой, являются: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т.д.

Если в названии закона вместо слов “Федеральный закон” вы увидите “Закон РФ”, или “Закон РСФСР”, то не смущайтесь. Это точно такие же федеральные законы, но принятые до вступления в силу Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., поскольку тогда они назывались именно так. Они имеют такую же силу, как и современные федеральные законы.

До 1994 г. в СССР, а потом и в России принимались акты, которые назывались “Основы законодательства”. Например, Основы законодательства о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I или Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, которые также являются законами и действуют наравне с федеральными законами.

Давайте договоримся, что я и дальше буду называть законами, не только законы в строгом юридическом смысле, но и вообще все нормативные акты. Когда же речь будет идти именно о законах, я буду использовать их точное название: “федеральный закон”, “закон субъекта федерации” и т.д.



[1] Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. № ГКПИ98-39, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г.№ 7.


Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.