Наши контакты

телефон: (495) 229-67-08

Напишите нам

Ваше имя:*

Ваш телефон:

Ваш e-mail:*

Ваше сообщение:*

 

 

 

 

 

Порядок рассмотрения обращений

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (далее будем называть его “Указ”), который, несмотря на то, что был принят в середине прошлого века, действует на территории России. Некоторые нормы есть также в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Субъекты федерации могут принимать свои акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству и Указу.

Некоторые ведомства принимают по этому вопросу свои документы[1].

Указ обязателен для всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей и должностных лиц, а также для частных (т.е. негосударственных) организаций.

Но он регулирует не все обращения граждан, поскольку обращения, поданные при расследовании уголовных дел, регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, при рассмотрении судами гражданских дел - Гражданским процессуальным кодексом РФ, по вопросам открытий и изобретений - Патентным законом РФ, обращения к налоговым органам - Налоговым кодексом РФ и т.д.

Дальше я коротко расскажу об Указе потому, что он является азбукой начинающего защитника своих прав.

Куда подавать?

В Указе написано, что предложения и заявления подаются в те органы, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к ведению которых относится разрешение поставленного вопроса, а жалобы - в органы или должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.

Указ не объясняет, чем жалоба отличается от предложения и заявления, но это уже сделали ученые-юристы.

Предложение - это обращение гражданина, который предлагает улучшить в работу государственных или других органов или ставит какие-то другие вопросы.

Заявление - это обращение по поводу использования прав, принадлежащих гражданину, например, о назначении пенсии, о признании инвалидом, о возврате излишне уплаченного налога и т.д.

Жалоба - это обращение по поводу защиты нарушенных прав.

Итак, заявления подаются в орган или должностному лицу, которые обязаны решить поставленный вопрос. Это совершенно естественно, однако некоторые граждане не хотят терять время и сразу посылают их на самый верх. Но выигрыша обычно не получается, т.к. вышестоящие органы рассматривают заявления только тогда, когда это прямо предусмотрено законом, а в остальных случаях отправляют их в то подразделение, к ведению которого они относятся.

Отсюда следует простое правило. Не нужно сразу же ехать в Москву или писать письмо Президенту РФ, поскольку вашу просьбу могут выполнить и рядовые чиновники. Но даже, если вы знаете, что они этого не сделают, вам все равно придется пройти все ступени административной пирамиды.

А жалобы нужно подавать сразу в вышестоящий орган, но опять же не в самый высокий, а в тот, который стоит на одну ступень выше того, где был нарушен закон.

Если над вашим обидчиком нет никакого начальства (например, это коммерческая организация) или начальству нет дела до допущенных нарушений, то нужно обращаться в надзирающие или контролирующие органы. Ну и, наконец, не нужно забывать, что вам гарантировано право на обращение в суд.

Если вы подали свое обращение не туда, куда следовало, то орган или организация, куда они попали, должны в течение пяти дней отправить их по назначению, а если вы подали заявление на личном приеме, то чиновник обязан объяснить вам, куда следует обратиться.

Правда, я бы не очень рассчитывал на это, т.к. разъяснение может оказаться не правильным, ведь мы уже говорили, что не каждый чиновник разбирается в устройстве государства, которому служит.

В Указе есть важное правило: запрещается направлять жалобы граждан тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Но даже в наше время бывают случаи, когда жалоба пересылается тому, на кого она подана, и правонарушитель сам проводит по ней проверку. Понятно, что изложенные факты “не подтверждаются”, а “обиженный” чиновник начинает разбираться с жалобщиком.

 

Сроки рассмотрения обращений

Указ устанавливает срок, в течение которого по жалобе или заявлению должно быть принято решение. Он равен одному месяцу со дня их поступления, а если вы посылаете их по почте, то он будет считаться с момента, когда письмо дойдет до адресата.

В Указе есть хитрая оговорка о том, что жалобы и заявления, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней, но я не знаю ни одного случая, когда бы чиновник решил, что обращение не требует проверки или изучения. Поэтому срок, на который реально можно рассчитывать, равен одному месяцу.

Он может показаться большим, но если учесть, что чиновник одновременно рассматривает множество заявлений и что любая серьезная проверка длится не менее месяца (пока чиновник напишет запросы, пока получит на них ответы и т.д.), то этот срок покажется вполне разумным.

Не нужно думать, что вы получите ответ ровно через месяц. В течение месяца по жалобе или заявлению принимается решение и направляется ответ, а, значит, к нему нужно добавить время, необходимое организациям почтовой связи, чтобы доставить его по вашему адресу.

Иногда законодательством устанавливаются сокращенные сроки. Например, на рассмотрение заявлений о возмещении вреда здоровью граждан, пострадавших из-за чернобыльской катастрофы, отводится всего 10 дней[2].

Но и месячный срок не является окончательным. В тех случаях, когда нужно провести дополнительную проверку или истребовать дополнительные материалы и т.д., срок рассмотрения заявления или жалобы может быть продлен руководителем организации, но не более чем на месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Отсюда следует, что если в течение месяца и еще одной недели (в зависимости от того, как долго к вам будет идти письмо) вы не получите никакого ответа, это означает, что чиновники нарушили нормы Указа.

Что написать о себе?

В Указе есть еще одно важное правило. Там сказано, что письменное обращение должно быть подписано гражданином с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо существа предложения, заявления либо жалобы еще и данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не имеющее этих сведений, считается анонимным и не рассматривается.

Оно было внесено в Указ в 1988 г. во время борьбы с анонимщиками, которые терроризировали органы власти своими заявлениями, не неся за это никакой ответственности.



[1] В Генеральной прокуратуре РФ действует  Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации(утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3) а в органах внутренних дел - Приказ МВД СССР от 1 ноября 1982 г.  № 350 “Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах, учебных заведениях, внутренних войсках, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД СССР”.

[2] П. 12 Разъяснения Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 6"О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"( утв.постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83)


Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.